Из теста можно не только выпекать сладости, но и различные поделки, только уж больно они солоны на вкус, потому что испекли мы их из соленого теста!
🙂 Для этого мы воспользуемся рецептом — основой: на 1 стакан муки идет 0,5 стакана соли, желательно мелкой, не каменной. Около 120 граммов воды (1/4 стакана) и капля растительного масла.
Соль всыпаем в муку и перемешиваем, затем постепенно вводим воду и замешиваем массу, в конце должно получиться приятное, пластичное тесто, которое не липнет к рукам. В конце делаем небольшое углубление и добавляем туда капельку растительного масла для пластичности. Тесто готово к использованию, а чтобы оно сохранялось длительное время, обязательно закройте его в контейнер или целлофановый пакет. Хранить желательно в прохладном месте или холодильнике плотно закрытым.
Части массы для лепки могут быть неокрашенными (светло- бежевый цвет), а часть окрасить в разные цвета с помощью красок (гуашь, акрил или пищевые разведенные красители). Если лепить из цветного теста, то не придется раскрашивать готовые изделия. Это особенно важно, если лепить будут маленькие дети, которым еще трудно попасть кисточкой в определенное место.
Итак, тесто замешано, значит можно лепить!
Делать это лучше на том, на чем ваше изделие будет сохнуть (доска для пластилина, поднос, плотная клеенка). Что можно использовать для украшения, отпечатков плоских изделий? Это могут быть небольшие кухонные или канцелярские принадлежности (скрепки фигурные, зажимы или колпачок фломастера), рельефные пуговицы, расчески, кружева и многое другое. Для изготовления деталей хорошо подходят формочки для печенья (металлические или пластиковые), плунжеры.
Отпечатывать узоры нужно сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Эффектно будут выглядеть отпечатки фактурных тканей, кружева. Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смажьте растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту.
Красивые пуговицы, а так же бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в него. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки – не синтетические, иначе вам не удаться обжечь изделие в духовке, а только естественным способом.
Несколько основных приемов лепки:
- Колобок или лепешка. Отделите немного теста, разомните его в руках. Чтобы тесто не прилипало, хорошо перед работой присыпать немного руки мукой, расплющите на рабочей поверхности и придайте ему форму лепешки. попробуйте свернуть лепешку рулетиком. Сделать из него кулечек, слепить бантик.
- Колбаска или ленточка. Скатайте из небольшого кусочка колбаску и поэкспериментируйте с ней: сверните спиралькой, перекрутите в жгутик, а потом из трех колбасок сплетите косичку. Тоненькая колбаска – это и есть ленточка. Присобрав ее, можно получить красивую рюшечку или волнистый узор.
- Нанесение фактуры. Раскатайте лепешку произвольной толщины и слегка посыпьте ее мукой. Берите по очереди различные инструменты, которые приготовили для нанесения рисунков на тесто. Вдавливайте их в лепешку и смотрите на отпечатки, можно варьировать степень нажима.
- После освоения основных приемов можно уже лепить фигурки и композиции посложнее. Все детали скрепляйте между собой с помощью влажной кисточки, а совсем мелкие элементы удобно соединять при помощи зубочистки.
Как сушить тесто?
Существует 2 способа: естественный, когда изделия высыхают при солнечных лучах – летом, а зимой – около батареи. Требуется для этого от 2-ух до 5-7 дней. Полностью высушенное тесто приобретает ровный светлый оттенок.
После просушивания наступает самый приятный момент: раскрашивание и раскладывание элементов в композиции. Краски подойдут гуашевые или акриловые, возможно добавление блесток или оттенков золота, серебра.
Сушка и запекание в духовке на противне требуют соблюдение ряда условий. Попробуем разобрать их. Обжиг нужно проводить при не очень высокой температуре, от 50 С до 150 С, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия 30 -60 минут. Чтобы изделие не потрескалось, температуру следует повышать постепенно, а изделие должно достаточно просохнуть. Если у вас получились крупные изделия, то их в процессе сушки желательно перевернуть и вынуть стекой излишки теста, это значительно сократит процесс высыхания и массу изделия.
При запекании так же роль играет и цвет противня: светлый отражает тепло, что замедляет сушку, на темном противне, наоборот, процесс происходит немного быстрее, расположение противня так же влияет на подрумянивание.
Как защитить ваши работы от внешних воздействий?
Можно покрыть их лаком, варианты: акриловый бесцветный, матовый или лак из баллончика, возможно яхтный, но он имеет резкий запах.
Щетинной кисточкой средней величины промазывается по всей поверхности изделия.
От сборки и оформления работ во многом зависит успех вашей работы, поэтому заранее присмотрите желательный цвет фона, рамочки и других компонентов. Для крупных композиций основу желательно использовать из ДВП, лакированного многослойного, но не гофрированного картона или фанеры, чтобы элементы со временем не дали провиснуть мягкой основе. Основу оклейте неяркой тканью, мешковиной или обоями, а можно и вовсе покрасить оргалит акриловой краской. Клеить элементы и ткань рекомендуется с помощью клеевого пистолета, клея Титан или ПВА, он при высыхании становится прозрачным, а вот изделия могут от данного вида клея размокнуть, поэтому будьте внимательны.
Подыскивая место для хранения ваших произведений, помните, что они не смогут долго храниться в помещениях с повышенной влажностью. Сырость, попадая внутрь, может их погубить. В обычных же помещениях изделия из теста соленого проживут долго. Только не забывайте время от времени сметать с них пыль мягкой кисточкой или пылесосить в щадящем режиме.
Скачать памятку по работе с соленым тестом:
Рекомендации по соленому тесту
Материал подготовлен арт-педагогом Анной Проценко в рамках проекта при поддержке Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества.